Стихотворные размеры в литературе

Содержание
Особая очередность ударных и безударных слогов в стопах (строках) поэзии именуется термином стихотворные размеры. Она создает ритм, отличающий стихотворную форму изложения текста от прозы.
История стихотворных размеров в литературе
На рассвете XVIII столетия русские рифмоплеты активно подражали популярным поэтам из Франции. В поэзии французов основной упор делался на количество слогов в строке. Результаты подобных экспериментов практически всегда получались довольно нескладными.
Наглядным примером способно стать известное стихотворение А. Д. Кантемира «На хулящих учения. К уму своему». Автор сочинил его в 1729 году.
Во всех строках данного произведения одинаковое число слогов. Даже с учетом присутствия рифмы, текст совсем не похож на поэзию.
Особенность французской речи заключается в том, что акцент постоянно делается на последний слог. Этим объясняется четкий ритм. Благодаря одинаковой длине стоп это ощущение монотонности только усиливается.
В русском речи ударение ставится вариативно. Четко подобранные размеры стихосложения не позволяют создать ритм и превратить прозаическое произведение в поэзию.
Эта особенность была замечена М. В. Ломоносовым и В. К. Тредиаковским. Ими была разработана инновационная система стихосложения. В качестве базы для ее формирования были взяты тексты народных песен.
Использовалась соразмерная длина стоп, четкие правила постановки ударений, задающих ритм.

Как определить размер стихотворения
Как определить размер стихотворения
Как уже говорилось, стихотворный размер — это специальная последовательность слогов с ударением и без. Поэзия в России основана на пяти моделях, придуманных еще в Античности. Они отличаются устройством строк.
Стопа в стихотворении — это повторяющаяся последовательность безударных и ударных слогов в строке.
По этому признаку выделяют:
- двусложный размер стиха (из слога с ударением и без);
- трехсложный стихотворный размер (присутствуют один акцентный и два безударных слога).
Размер поэзии обусловлен местом расположения ударного слога. Для легкости обозначения применяется специальная символика. Слоги с ударением помечаются знаком «—», безударные символом «U», а границы строк — «|».
Чтобы определить размер стихотворного отрывка, необходимо четко и громко проскандировать его. Старайтесь уловить общий ритм произведения.
Наиболее наглядным способом определения размера произведения является графический. Надо использовать отрывки длиною от 6-8 строк. Переписать стих на бумагу. При помощи карандаша выделить его слоги, расставить ударения и составить схему.

Как определить размер стихотворения
Хорей и ямб
Большинство школьников не понимают, чем ямб отличается от хорея. Ямб представляет собой двусложный размер, в котором акцент делается на второй слог. Он обозначается следующей формулой: |U—|.
Хорошим примером станет поэзия Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза.
Что такое ямб разобрались. Пора познакомиться с особенностями хорея. Это двусложный размер с акцентом в стопе на первый слог. Схема обозначения: |—U|.
В качестве примера, стоит привести произведение «Зимний вечер» под авторством великого А. С. Пушкина.
Среди экзаменационных билетов по литературе обязательно попадается вопрос, как называется двусложный размер стиха. Поэтому педагоги рекомендуют выучить перечисленные термины, и научиться самостоятельно определять модели поэзии.
Трехсложные стихотворные размеры представлены тремя моделями:
- Дактиль (акцент на первом слоге). |—UU|
- Амфибрахий — это в литературе стихотворные строки с акцентом на втором слоге. |U—U|
- Анапест (акцент делается на третий слог). |UU—|
Поэзии с четкой и правильной расстановкой ударения почти нет. Расположение пары акцентных слогов подряд называется спондей. Замещение ударного слога безударным в конце второй стопы стихотворения — это пиррихий.
Большинство выпускников школы с легкостью находят ударения и число стоп в стихотворных произведениях отечественных авторов, но не могут разобраться в наименованиях размеров. Чтобы надолго запомнить стихотворные размеры и их отличия, необходимо изучить мнемотические правила.