Как решать 8 задание ЕГЭ по русскому

Добавлено: 28 января 2023 в 10:32
Максимальный балл за 8 задание ЕГЭ по русскому

В 2026 году в КИМах ЕГЭ по русскому языку произошло несколько изменений. Коснулись они и одного из самых сложных заданий базового уровня — 8 задания ЕГЭ по русскому языку. В нём из девяти предложений необходимо найти пять с грамматическими ошибками и верно соотнести их с классификацией.

Максимальный балл снизился с 5 до 3. Ещё в прошлом году за каждый верный ответ начислялся один балл, а с 2026 года система изменилась: 5 верных ответов — 3 балла, 4 — 2, 3 — 1, 2 — 0. Цена ошибки возросла.

Но так ли страшен чёрт, как его малюют? Можно ли за короткий период подготовиться к ЕГЭ  и разобраться в тонкостях, чтобы набрать максимальное количество баллов? Да, можно!

В статье даны рекомендации по выполнению задания, список десяти типичных ошибок, встречающихся в нём, примеры с ошибками и их исправленный вариант, алгоритм работы. Это практическая помощь выпускникам, занимающимся подготовкой самостоятельно.

Как научиться находить ошибки в предложениях

Чтобы правильно решить «восьмёрку», необходимо знать основные виды нарушений синтаксических норм. 50% успеха – знание теории. Первый шаг к 3 баллам – чёткое понимание встречающихся терминов. Они являются опорными словами для поиска грамматических ошибок.

Причастие, деепричастие, главные и зависимые слова, способы согласования, виды управления, приложения, однородные члены — темы, обязательные к изучению. Без этой базы определить нарушения будет трудно.

Максимальный балл за 8 задание ЕГЭ по русскому

10 типичных грамматических ошибок

  1. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

а) глагол и деепричастие обозначают действие одного лица.

 

НЕПРАВИЛЬНО ПРАВИЛЬНО
Проходя мимо конюшни, меня лягнула лошадь.

Здесь два действующих лица: кто-то проходил мимо конюшни, а лошадь лягнула.

Когда я проходил мимо конюшни, меня лягнула лошадь.

 

Стоя в конюшне, лошадь умудрилась меня лягнуть, когда я проходил мимо.

 

б) При кратком страдательном причастии нет деепричастного оборота.

 

НЕПРАВИЛЬНО ПРАВИЛЬНО
Узнав время отпуска, дата поездки была определена. Когда мы узнали время отпуска, то определились с датой поездки.

Когда узнали время отпуска, дата поездки была определена.

 

в) в безличных предложениях не бывает деепричастного оборота.

 

НЕПРАВИЛЬНО ПРАВИЛЬНО
Находясь в осеннем лесу, становится грустно при мысли о приближающейся зиме.

 

Находясь в осеннем лесу, я грущу при мысли о приближающейся зиме.

Максимальный балл за 8 задание ЕГЭ по русскому

2. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

ВАЖНО!

Причастие обязательно должно быть полным, так как краткая форма не образует причастного оборота.

При нарушении согласования окончание причастия не совпадает с окончанием главного слова. Если в предложении несколько существительных, необходимо точно понять, к какому относится причастие, чтобы верно задать вопрос.

 

НЕПРАВИЛЬНО:

ПРАВИЛЬНО:
Я наблюдал за солнцем, клонившЕГОся к горизонту. Я наблюдал за солнцем (какИМ?), клонившИМся к горизонту.
Свист ветра, разбудившЕГО меня, был неприятным. Свист (какОЙ?) ветра, разбудившИЙ меня, был неприятным.

 

Определяемое слово не может разрывать причастный оборот. Оно всегда стоит либо до оборота, либо после него.

 

НЕПРАВИЛЬНО: ПРАВИЛЬНО:
Ведущая дорога в лес была засыпана сухой листвой.

 

Ведущая в лес дорога была засыпана сухой листвой.

 

3.Нарушения связи между подлежащим и сказуемым

 

НЕПРАВИЛЬНО: ПРАВИЛЬНО:
[Те, (кто однажды побывалИ на концерте в музее забытых инструментов), уже не пропустИТ очередных мероприятий]. [Те, (кто однажды побывал на концерте в музее забытых инструментов), уже не пропустЯТ очередных мероприятий].

 

те (все) + мн.ч., кто (никто, что) + ед.ч.

[Каждый из нас, (кто пришёл на праздник), получилИ заряд хорошего настроения]. [Каждый из нас, (кто пришёл на праздник), получил заряд хорошего настроения].

 

Каждый из…, один из… + ед.ч.

[Многие из тех, (кто читал роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»), перечитывал его несколько раз]. [Многие из тех, (кто читал роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»), перечитывалИ его несколько раз].

 

Многие из…, все из… + мн.ч.

МИД сообщил о новых назначениях. МИД (МИНИСТЕРСТВО иностранных дел) сообщилО о новых назначениях.

 

Максимальный балл за 8 задание ЕГЭ по русскому

4. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

 

НЕПРАВИЛЬНО:

ПРАВИЛЬНО:

Сегодня светило ( прош. вр.) солнце и дует (наст. вр.) лёгкий ветерок. Сегодня светит ( наст. вр.) солнце и дует (наст. вр.) лёгкий ветерок.
Сверкнёт (сов. в.) на секунду солнечный луч и опять гаснет за облаком (несов. в.). Сверкнёт (сов. в.) на секунду солнечный луч и опять погаснет за облаком (сов. в.).

 

 

5. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Приложения – это названия чего-либо, заключённые в кавычки: журнал «Огонёк», теплоход «Байкал», кинотеатр «Москва». Такие приложения не склоняются, если при них есть родовое слово. При его отсутствии изменяются.

В журнале «Огонёк» много интересных статей.

В «Огоньке» много интересных статей.

 

6. Ошибка в построении сложного предложения

  • Слово который в сложноподчинённом предложении.

 

НЕПРАВИЛЬНО: ПРАВИЛЬНО:
Мероприятие прошло очень интересно, которое было организовано старшей вожатой.

 

Мероприятие было организовано старшей вожатой, которое прошло очень интересно.

Мероприятие, которое прошло очень интересно, было организовано старшей вожатой.

 

  • Сочинительные и подчинительные союзы НЕЛЬЗЯ употреблять вместе для связи в сложноподчинённом предложении.

 

НЕПРАВИЛЬНО: ПРАВИЛЬНО:
Как только подул ветер, но вдруг пошёл снег. Как только подул ветер, вдруг пошёл снег.

Максимальный балл за 8 задание ЕГЭ по русскому

  • Искажение составных союзов

 

НЕПРАВИЛЬНО: ПРАВИЛЬНО:
Перед тем чтобы пойти в горы, мы внимательно изучили прогноз погоды. Перед тем как пойти в горы, мы внимательно изучили прогноз погоды.

 

Перед тем как…, для того чтобы…, в связи с тем что… и др.

 

  • Повторение близких по значению союзов или союзных слов.

 

НЕПРАВИЛЬНО: ПРАВИЛЬНО:
Прошёл слух, что будто скоро нам повысят зарплату. Прошёл слух, что скоро нам повысят зарплату.

 

Прошёл слух, будто скоро нам повысят зарплату.

 

  • Неправильное употребление указательного местоимения в главной части СПП.

 

НЕПРАВИЛЬНО: ПРАВИЛЬНО:
Экологи заметили о том, что с каждым годом водоёмы всё больше загрязняются. Экологи заметили, что с каждым годом водоёмы всё больше загрязняются.

 

 

7. Неправильное построение предложений с косвенной речью

НЕПРАВИЛЬНО: ПРАВИЛЬНО:
Мой друг хвастался тем, что я «объехал всю Россию». Мой друг хвастался тем, что он объехал всю Россию.

 

8. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

НЕПРАВИЛЬНО: ПРАВИЛЬНО:
согласно заданиЯ согласно заданиЮ

согласно, благодаря, наперекор, наперерез, вопреки + сущ. в дательном падеже (кому? чему?)

по приездУ по приездЕ

 

по (= после чего-либо) + сущ. в предложном падеже

(кого? чего?)

Максимальный балл за 8 задание ЕГЭ по русскому

 

9. Ошибка в употреблении имени числительного

НЕПРАВИЛЬНО: ПРАВИЛЬНО:
четверо девочек — лица женского пола

пятеро быков — взрослые животные

четверо юношей — лица мужского пола

девятеро телят — детёныши животных

трое ножниц — форма множественного числа

 

Числительное ОБЕ + существительное женского рода (обеих сторон), числительное ОБА + существительное мужского рода (обоих берегов).

 

10.Ошибка в построении предложения с однородными членами

 

НЕПРАВИЛЬНО ПРАВИЛЬНО
Я очень люблю и горжусь своим отцом. Я очень люблю (кого?) своего отца и горжусь (кем?) им.

 

Разные вопросы — разные дополнения

Погода была тиха и ясная. Погода была тихая и ясная.

 

Совпадение форм однородных определений.

Сын не только сходил за хлебом, а также подмёл пол. Сын не только сходил за хлебом, но и подмёл пол.

Части двойных союзов (не только,… но и…, как,… так и… и другие) нельзя заменять

В соревнованиях принимали участие представители многих стран: Белоруссия, Монголия, Китай, Япония. В соревнованиях принимали участие представители многих стран: Белоруссии, Монголии, Китая, Японии.

 

Одинаковая форма обобщающего слова и однородных членов.

Максимальный балл за 8 задание ЕГЭ по русскому

Алгоритм работы по выполнению задания 8 ЕГЭ по русскому языку

  1. Начните с изучения списка ошибок, встречающихся в задании.
  2. Приступив к выполнению, подчеркните опорные слова. Найдите предложения, где они встречаются.
  3. В предложении ОБЯЗАТЕЛЬНО установите внутренние связи, произведите его синтаксический разбор: выделите грамматическую основу, подчеркните обороты, однородные члены, найдите приложения и.
  4. Тренируйтесь систематически. Сначала будет казаться, что задание очень сложное и решить его на максимум баллов не получится. Это не так, если правильно подойти к распределению времени. Не пытайтесь охватить всё сразу. Отведите себе определённое время для проработки каждой ошибки. Начинайте с наиболее лёгких для вас, постепенно переходя к сложным. Возьмите за правило разбирать в день по одному примеру. В дальнейшем увеличивайте задачу. Если заниматься от случая к случаю, то максимальных баллов на ЕГЭ не получить!
  5. Постепенно пытайтесь выполнять «восьмёрку» без подсказок. Ведь на экзамене подсмотреть никуда не удастся.
  6. Не вносите ответы в таблицу без проверки! Это очень важный шаг! Часто так бывает: при решении кажется, что выполнил всё верно, но при проверке вдруг находишь собственную ошибку. Будьте внимательны!!!

Для успешного выполнения 8 задания ЕГЭ по русскому языку необходимо приложить немало усилий. Если правильно распределить нагрузку при подготовке, то вполне возможно набрать максимальный балл за это задание.

Есть такая пословица: «Терпение и труд всё перетрут». Тренировка и знание правил позволит безошибочно распознать неправильные построения в предложениях и получить на экзамене заветные 3 балла.



Занимайтесь на курсах ЕГЭ и ОГЭ в паре TwoStu и получите максимум баллов на экзамене:



Остались вопросы? Задайте их эксперту!
Эксперт по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР
Эксперт по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР
Задать вопрос
Закончил Московский физико-технический институт (Физтех) по специальности прикладная физика и математика. Кандидат физико-математичеких наук. Преподавательский стаж более 10 лет. Соучредитель курсов ЕГЭ и ОГЭ в паре TwoStu.