Как решать 8 задание ЕГЭ по русскому

Содержание
В 2026 году в КИМах ЕГЭ по русскому языку произошло несколько изменений. Коснулись они и одного из самых сложных заданий базового уровня — 8 задания ЕГЭ по русскому языку. В нём из девяти предложений необходимо найти пять с грамматическими ошибками и верно соотнести их с классификацией.
Максимальный балл снизился с 5 до 3. Ещё в прошлом году за каждый верный ответ начислялся один балл, а с 2026 года система изменилась: 5 верных ответов — 3 балла, 4 — 2, 3 — 1, 2 — 0. Цена ошибки возросла.
Но так ли страшен чёрт, как его малюют? Можно ли за короткий период подготовиться к ЕГЭ и разобраться в тонкостях, чтобы набрать максимальное количество баллов? Да, можно!
В статье даны рекомендации по выполнению задания, список десяти типичных ошибок, встречающихся в нём, примеры с ошибками и их исправленный вариант, алгоритм работы. Это практическая помощь выпускникам, занимающимся подготовкой самостоятельно.
Как научиться находить ошибки в предложениях
Чтобы правильно решить «восьмёрку», необходимо знать основные виды нарушений синтаксических норм. 50% успеха – знание теории. Первый шаг к 3 баллам – чёткое понимание встречающихся терминов. Они являются опорными словами для поиска грамматических ошибок.
Причастие, деепричастие, главные и зависимые слова, способы согласования, виды управления, приложения, однородные члены — темы, обязательные к изучению. Без этой базы определить нарушения будет трудно.
10 типичных грамматических ошибок
- Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом
а) глагол и деепричастие обозначают действие одного лица.
НЕПРАВИЛЬНО | ПРАВИЛЬНО |
Проходя мимо конюшни, меня лягнула лошадь. Здесь два действующих лица: кто-то проходил мимо конюшни, а лошадь лягнула. | Когда я проходил мимо конюшни, меня лягнула лошадь.
Стоя в конюшне, лошадь умудрилась меня лягнуть, когда я проходил мимо. |
б) При кратком страдательном причастии нет деепричастного оборота.
НЕПРАВИЛЬНО | ПРАВИЛЬНО |
Узнав время отпуска, дата поездки была определена. | Когда мы узнали время отпуска, то определились с датой поездки. Когда узнали время отпуска, дата поездки была определена. |
в) в безличных предложениях не бывает деепричастного оборота.
НЕПРАВИЛЬНО | ПРАВИЛЬНО |
Находясь в осеннем лесу, становится грустно при мысли о приближающейся зиме.
| Находясь в осеннем лесу, я грущу при мысли о приближающейся зиме. |
2. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
ВАЖНО!
Причастие обязательно должно быть полным, так как краткая форма не образует причастного оборота.
При нарушении согласования окончание причастия не совпадает с окончанием главного слова. Если в предложении несколько существительных, необходимо точно понять, к какому относится причастие, чтобы верно задать вопрос.
НЕПРАВИЛЬНО: | ПРАВИЛЬНО: |
Я наблюдал за солнцем, клонившЕГОся к горизонту. | Я наблюдал за солнцем (какИМ?), клонившИМся к горизонту. |
Свист ветра, разбудившЕГО меня, был неприятным. | Свист (какОЙ?) ветра, разбудившИЙ меня, был неприятным. |
Определяемое слово не может разрывать причастный оборот. Оно всегда стоит либо до оборота, либо после него.
НЕПРАВИЛЬНО: | ПРАВИЛЬНО: |
Ведущая дорога в лес была засыпана сухой листвой.
| Ведущая в лес дорога была засыпана сухой листвой. |
3.Нарушения связи между подлежащим и сказуемым
НЕПРАВИЛЬНО: | ПРАВИЛЬНО: |
[Те, (кто однажды побывалИ на концерте в музее забытых инструментов), уже не пропустИТ очередных мероприятий]. | [Те, (кто однажды побывал на концерте в музее забытых инструментов), уже не пропустЯТ очередных мероприятий].
те (все) + мн.ч., кто (никто, что) + ед.ч. |
[Каждый из нас, (кто пришёл на праздник), получилИ заряд хорошего настроения]. | [Каждый из нас, (кто пришёл на праздник), получил заряд хорошего настроения].
Каждый из…, один из… + ед.ч. |
[Многие из тех, (кто читал роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»), перечитывал его несколько раз]. | [Многие из тех, (кто читал роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»), перечитывалИ его несколько раз].
Многие из…, все из… + мн.ч. |
МИД сообщил о новых назначениях. | МИД (МИНИСТЕРСТВО иностранных дел) сообщилО о новых назначениях. |
4. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
НЕПРАВИЛЬНО: | ПРАВИЛЬНО: |
Сегодня светило ( прош. вр.) солнце и дует (наст. вр.) лёгкий ветерок. | Сегодня светит ( наст. вр.) солнце и дует (наст. вр.) лёгкий ветерок. |
Сверкнёт (сов. в.) на секунду солнечный луч и опять гаснет за облаком (несов. в.). | Сверкнёт (сов. в.) на секунду солнечный луч и опять погаснет за облаком (сов. в.). |
5. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Приложения – это названия чего-либо, заключённые в кавычки: журнал «Огонёк», теплоход «Байкал», кинотеатр «Москва». Такие приложения не склоняются, если при них есть родовое слово. При его отсутствии изменяются.
В журнале «Огонёк» много интересных статей.
В «Огоньке» много интересных статей.
6. Ошибка в построении сложного предложения
- Слово который в сложноподчинённом предложении.
НЕПРАВИЛЬНО: | ПРАВИЛЬНО: |
Мероприятие прошло очень интересно, которое было организовано старшей вожатой.
Мероприятие было организовано старшей вожатой, которое прошло очень интересно. | Мероприятие, которое прошло очень интересно, было организовано старшей вожатой. |
- Сочинительные и подчинительные союзы НЕЛЬЗЯ употреблять вместе для связи в сложноподчинённом предложении.
НЕПРАВИЛЬНО: | ПРАВИЛЬНО: |
Как только подул ветер, но вдруг пошёл снег. | Как только подул ветер, вдруг пошёл снег. |
- Искажение составных союзов
НЕПРАВИЛЬНО: | ПРАВИЛЬНО: |
Перед тем чтобы пойти в горы, мы внимательно изучили прогноз погоды. | Перед тем как пойти в горы, мы внимательно изучили прогноз погоды.
Перед тем как…, для того чтобы…, в связи с тем что… и др. |
- Повторение близких по значению союзов или союзных слов.
НЕПРАВИЛЬНО: | ПРАВИЛЬНО: |
Прошёл слух, что будто скоро нам повысят зарплату. | Прошёл слух, что скоро нам повысят зарплату.
Прошёл слух, будто скоро нам повысят зарплату. |
- Неправильное употребление указательного местоимения в главной части СПП.
НЕПРАВИЛЬНО: | ПРАВИЛЬНО: |
Экологи заметили о том, что с каждым годом водоёмы всё больше загрязняются. | Экологи заметили, что с каждым годом водоёмы всё больше загрязняются. |
7. Неправильное построение предложений с косвенной речью
НЕПРАВИЛЬНО: | ПРАВИЛЬНО: |
Мой друг хвастался тем, что я «объехал всю Россию». | Мой друг хвастался тем, что он объехал всю Россию. |
8. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
НЕПРАВИЛЬНО: | ПРАВИЛЬНО: |
согласно заданиЯ | согласно заданиЮ согласно, благодаря, наперекор, наперерез, вопреки + сущ. в дательном падеже (кому? чему?) |
по приездУ | по приездЕ
по (= после чего-либо) + сущ. в предложном падеже (кого? чего?) |
9. Ошибка в употреблении имени числительного
НЕПРАВИЛЬНО: | ПРАВИЛЬНО: |
четверо девочек — лица женского пола пятеро быков — взрослые животные | четверо юношей — лица мужского пола девятеро телят — детёныши животных трое ножниц — форма множественного числа |
Числительное ОБЕ + существительное женского рода (обеих сторон), числительное ОБА + существительное мужского рода (обоих берегов).
10.Ошибка в построении предложения с однородными членами
НЕПРАВИЛЬНО | ПРАВИЛЬНО |
Я очень люблю и горжусь своим отцом. | Я очень люблю (кого?) своего отца и горжусь (кем?) им.
Разные вопросы — разные дополнения |
Погода была тиха и ясная. | Погода была тихая и ясная.
Совпадение форм однородных определений. |
Сын не только сходил за хлебом, а также подмёл пол. | Сын не только сходил за хлебом, но и подмёл пол. Части двойных союзов (не только,… но и…, как,… так и… и другие) нельзя заменять |
В соревнованиях принимали участие представители многих стран: Белоруссия, Монголия, Китай, Япония. | В соревнованиях принимали участие представители многих стран: Белоруссии, Монголии, Китая, Японии.
Одинаковая форма обобщающего слова и однородных членов. |
Алгоритм работы по выполнению задания 8 ЕГЭ по русскому языку
- Начните с изучения списка ошибок, встречающихся в задании.
- Приступив к выполнению, подчеркните опорные слова. Найдите предложения, где они встречаются.
- В предложении ОБЯЗАТЕЛЬНО установите внутренние связи, произведите его синтаксический разбор: выделите грамматическую основу, подчеркните обороты, однородные члены, найдите приложения и.
- Тренируйтесь систематически. Сначала будет казаться, что задание очень сложное и решить его на максимум баллов не получится. Это не так, если правильно подойти к распределению времени. Не пытайтесь охватить всё сразу. Отведите себе определённое время для проработки каждой ошибки. Начинайте с наиболее лёгких для вас, постепенно переходя к сложным. Возьмите за правило разбирать в день по одному примеру. В дальнейшем увеличивайте задачу. Если заниматься от случая к случаю, то максимальных баллов на ЕГЭ не получить!
- Постепенно пытайтесь выполнять «восьмёрку» без подсказок. Ведь на экзамене подсмотреть никуда не удастся.
- Не вносите ответы в таблицу без проверки! Это очень важный шаг! Часто так бывает: при решении кажется, что выполнил всё верно, но при проверке вдруг находишь собственную ошибку. Будьте внимательны!!!
Для успешного выполнения 8 задания ЕГЭ по русскому языку необходимо приложить немало усилий. Если правильно распределить нагрузку при подготовке, то вполне возможно набрать максимальный балл за это задание.
Есть такая пословица: «Терпение и труд всё перетрут». Тренировка и знание правил позволит безошибочно распознать неправильные построения в предложениях и получить на экзамене заветные 3 балла.