Педагогика Монтессори: что под этим скрывается и кому подойдет система

Добавлено: 31 августа 2022 в 10:17
Методика раннего развития Монтессори

Мария Монтессори — известный итальянский преподаватель и одновременно одна из первых женщин-врачей 19 века, создавших свою уникальную педагогическую систему.

Монтессори во время своей работы в психиатрической клинике вела борьбу за справедливость — она много общалась с больными детьми с особенностями развития и всегда волновалась за то, что ими никто, как положено не занимается. А ведь хорошее образование нужно было всем!

Поэтому Монтессори и начала работать над разработкой своей методики для развития детей. Изначально задумка была лишь для детишек с задержкой в развитии.

Но, убедившись на практике в успехе своей развивающей системы, Мария произвела адаптацию обучающей методики и для всех прочих детей. Она знала, что классические методы не всегда работают на желаемый результат.

Автор системы называла методику «системой, где ребенок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду».

Основной принцип уникальной авторской методики— «помоги мне сделать это самостоятельно».

Методика раннего развития Монтессори подразумевает, что взрослый вникает в то, чем интересуется ребенок, обеспечивая затем ему базу для увлекательных занятий и учит малыша пользоваться ей.

Методика раннего развития Монтессори

Ключевые принципы системы

  • Монтессори — нестареющая методика эффективного развития детей, но группы подбираются разновозрастные.

Старшие ребята учат более младших, приобретая одновременно лидерские черты. Младшие детишки учатся помогать друг другу. Формируется сотрудничество и взаимопомощь, хотя бывают и при таком подходе случаются промахи, недопонимания.

  • Занятия ведутся в специально подготовленной среде

Согласно основам методики зона пространства делится на ряд частей — стандартными считаются локации естествознания, практической деятельности, сенсорная, математическая, языковая зоны.

Но еще добавляют педагоги, практикующие Монтессори, игровую, творческую и спортивную локации. Ребенок в рамках данного направления может заниматься там, где нравится ему и хочется быть в данный момент (хоть на протяжении всего дня).

Задача педагогов — подстроиться самим и программу обучения под интересы конкретного малыша, индивидуума. Важно дать ребенку свободу действий, размышлениям, чувств.

Такого плана дети учатся всему с удовольствием, легко и результативно, отсутствие «обязаловки» в числе приоритетов и табу на соревнование со сверстниками.

  • Взрослому в процессе обучения отводится второстепенная роль: он не выступает в качестве наставника, а является лишь помощником

Методика раннего развития Монтессори

Задача взрослых — лишь заинтересовать детей. Педагоги взаимодействуют с детьми, но не делают упор на собственное мнение, не подталкивают детей к правильным с точки зрения взрослого ответам, размышлениям.

  • Обязательно существуют правила, дающие возможность упорядочить процессы обучения в монтессори-группах

К примеру, после чтения книги нужно поставить ее на место, убрать туда, откуда изначально малыш ее взял. Таким образом, взрослые учат детей поддерживать порядок.

  • Упор на мелкую моторику, развитие всех органов чувств, в том числе: слуха, зрения, вкуса, обоняния и осязание

Автор методики сама считала, что аккуратные, тщательно производимые действия с мелкими предметами способны сформировать интеллект, развить речь, память малыша, внимание.

Поэтому в ее методике немало деятельности, сопричастной с угадыванием предметов на ощупь, нанизыванием их, сортировкой и пр.

  • Недопустимы запреты и критика

Ребенок обладает правом на ошибки. Он может дойти до всего самостоятельно, без подсказки и критики.

  • В детях воспитывается самостоятельность

Учебные пособия располагаются на полках таким образом, чтобы дети могли сами их достать и положить позже на место. Все книги размещаются в одном экземпляре — так детей учат договариваться меж собой.

Методика раннего развития Монтессори

Кому стоит выбрать методику Монтессори

  1. Родителям, которым важен персональный подход к их малышу.
  2. Детям, у которых нет проблем с социализацией, общением будет легче, комфортнее, нежели замкнутым ребятам.
  3. Любителям спокойно порисовать, поиграть будет проще освоиться в классе, чем тем детям, кому необходимо много движения в течение дня.

В России начала активно распространяться методика раннего развития Монтессори. Открылись частные монтессори-сады, сборные группы, в которых разновозрастные, неодинаково подготовленные дети занимаются по данной успешной системе.

При этом занятия в таких детских коллективах проходят индивидуально с каждым ребенком.



Занимайтесь на курсах ЕГЭ и ОГЭ в паре TwoStu и получите максимум баллов на экзамене:



Остались вопросы? Задайте их эксперту!
Эксперт по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР
Эксперт по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР
Задать вопрос
Закончил Московский физико-технический институт (Физтех) по специальности прикладная физика и математика. Кандидат физико-математичеких наук. Преподавательский стаж более 10 лет. Соучредитель курсов ЕГЭ и ОГЭ в паре TwoStu.