Формы познания: подготовка к ЕГЭ по обществознанию

Содержание
Познание человека зиждется на чувствах и разуме. Возможность познавать и интерпретировать события отличает человека от животных. Вопрос состоит в том, что такое познание и виды познания, какова разница между ними, и в чем их роль.
Чувственное познание
Познание в обществознании — это вид деятельности в котором присутствует субъект (человек) и познаваемый объект (что он познает). При этом познавать мир можно по-разному.
Чувственное познание абсолютно субъективно, и помогает установить связь человека с миром. Реализуется через возможность видеть, слушать, обонять, осязать, и чувствовать вкус. Их физиологическая ограниченность считается недостатком данного типа познания.
Формы познания:
- ощущение – образы предметов и явлений, формирующиеся из-за их прямого “соприкосновения” с органами чувств;
- восприятие – чувственный образ визуальной составляющей предметов, процессов, явлений, влияющих на органы чувств (выступает базой для формирования представлений);
- представление – чувственно-визуальный образ, сохраняющийся в памяти и впоследствии воссоздающийся в сознании.
В виде отдельной формы рационального и чувственного познания (вместе) выступает интуиция. Это способность внезапно постигнуть истину, не опираясь на очевидные логические связи и знания (скорее в форме прозрения).
Признаками интуиции выступает отсутствие четкой осознанности, внезапность появления знания чем-либо.

Учим ребёнка решать задачи онлайн по математике
Рациональное познание
Что такое рациональное познание – формирующееся на основе мышления и логики. Выявляется оно только людей. Характеризуется сложностью отображения действительности, которая осуществляется через процессы мышления. Механизмы познания: сравнительный анализ, уподобление, обобщение, отвлечение.
Познание рациональное. Как оно реализуется:
- через понятие – мыслительная форма, отображающая общие и отдельные значимые свойства, связи предметов и явлений;
- через суждение – умозаключение, в котором что-то утверждается или опровергается в сознании человека об объектах, признаках или отношениях объектов;
- через умозаключение – вывод, сделанный на основании анализа нескольких суждений и выбора наиболее приемлемого из них.
Умозаключение делится на индуктивное и дедуктивное. Схема получения первого – от частностей к общему выводу, второго – наоборот.
Значимость чувственного и рационального, другие виды познания
Существующие точки зрения:
- эмпирическая (принцип эмпиризма) – происхождение всех знаний человека объясняется чувственным опытом;
- рационалистическая (принцип рационализма) – знания человека получаются исключительно при помощи ума без учета чувств.
Некорректно ставить в противоположность чувственное и рациональное познание. Без первого невозможно второе. То есть это две стадии единого процесса познания, следующие одна за другой.
Через чувственное восприятие рациональное познание достигается, но эта схема не работает в обратном направлении – на основании рационального познания невозможно сформировать чувственное.
Можно выделить в рамках обществознания виды познания в другой классификации. Итак, что такое объективное познание – в противовес субъективному оно основано на конкретных знаниях о предметах и явлениях. Субъективное же это познание формируется через личное представление, интерпретацию явлений, событий, и пр.

Решение линейных уравнений
Знание
Имеющееся знание считается результатом интерпретации действительности. Это содержание сознания, получаемое при мыслительном анализе, выстраивании закономерных связей.
Что такое теоретическое знание – основанное на умозаключениях, но не имеющее доказательств.
Познавательная деятельность виды:
- житейская – отражает эмпирический опыт, основывается на здравом смысле и возможности сознавать (ориентир для обыденного поведения, взаимоотношений с людьми и взаимодействия с окружающим миром);
- научная – достоверное и доказанное понимание действительности в разном временном разрезе, обличение неких явлений в конкретные принципы и законы, их выражение в абстрактных формах: формулы, законы, и пр.;
- практическая – базируется на возможности овладевать вещами, преобразовывать мир;
- художественная – выстраивается на образах (не при помощи понятийного аппарата) и помогает тем самым осознавать окружающую действительность и место человека в ней;
- рациональная – возможность отражать в сознании реальность в логических понятиях, мыслить о происходящем;
- иррациональная – основано на эмоциях, интуиции, воле, не подвластно логике;
- личностная – зависит от частных возможностей человека в интеллектуальной деятельности.
В рамках обществознания виды знаний можно перечислить и на основании противоположных понятий.
Так в противовес научному существуют такие формы знания:
- донаучное (существовавшее до 16 века),
- ненаучное (не вписывающееся в законы, несистематическое),
- паранаучное (по внешним характеристикам похожее на научное, но не опирающееся на истинные и доказанные факты),
- лженаучное (сознательно маскируется людьми под научное),
- антинаучное (утопическое и искажающее представление о действительности).