Когда используются сложноподчиненные предложения

Добавлено: 26 марта 2022 в 10:07
Сочинительная и подчинительная связь

Виды сложных предложений

Сложное предложение – это предложение, которое имеет в своем составе больше одной грамматической основы.
Эти основы могут быть связаны между собой сочинительной, подчинительной или бессоюзной связью.

Виды предложений:

  1. Союзные.
  2. Бессоюзные.

Бессоюзное предложение – это предложение, состоящее из нескольких частей, которые не соединены союзом.

Примеры:

  • Светило солнце, погода была теплой.
  • Темнело, дети шли домой.

Союзное предложение – это предложение, состоящее из нескольких частей, которые соединены союзном.

Примеры:

  • Прозвенел звонок, и я зашла в класс.
  • Листья пожелтели, и началась осень.

Союзы делятся на:

1. Сочинительные (предложение с этими союзами называется сложносочиненным). Это союзы: и, тоже, либо, или, зато, также, однако.
2. Подчинительные (предложение с этими союзами называется сложноподчиненным). Это союзы: если, хотя, несмотря на то что, ибо, едва, словно, точно, будто, потому что, чтобы, пока, вследствие того что, так как, для того чтобы.

Сочинительная и подчинительная связь

Подчинительная связь

Сложноподчиненное предложение – это предложение, в котором части соединяются подчинительной связью. Эти части называются: главная и придаточная. Придаточных частей в одном предложении может быть несколько, а вот главная часть только одна. От главной части мы всегда можем задать вопрос к придаточной.

Придаточная часть выполняет три функции:

1. Функция обстоятельства.

Пример:

  • Я вышла из дома на улицу, когда закончился дождь.
  • Я искал ее там, где видел в последний раз.

2. Функция дополнения.

Пример:

  • У девочки возникло ощущение, будто за ней кто-то следит.
  • Он целый вечер расспрашивал меня, понравилась ли мне поездка.

3. Функция определения.

Пример:

  • Книга, которую взял мальчик, оказалась очень интересной.
  • Торт, который купила мама, сильно понравился моему другу.
  • У меня появился друг, приехавший из другого города.

Главную и придаточную часть легко отличить, всего лишь нужно найти границы каждой части, а после задать вопрос от одной части к другой.

Примеры:

  • Мне нравится, когда он читает стихи.

Главная часть в начале предложения, потому как от нее задается вопрос: [мне нравится] (что?), (когда он читает стихи). Главная часть отделяется квадратным скобками, а придаточная – круглыми.

  • Девочка огорчилась, потому что потеряла игрушку.

Задаем вопрос: [Девочка огорчилась] (почему?), (потому что потеряла игрушку).

  • Я вспомнила о той книге, которую мне подарила мама.

Опять задаем вопрос от главной части: [Я вспомнила о той книге] (о какой?), (которую мне подарила мама).

Сочинительная и подчинительная связь

Сочинительная связь

Сочинительная связь – это связь, которая соединяет однородные члены или простые предложения между собой, превращая их в одно сложное предложение. Части такого предложения равноправны и не разделяются на зависимые и главные, поэтому от одной части нельзя задать вопрос к другой.

Признаки сочинительной связи:

  1. Формы слов совпадают.
  2. Идет интонационное перечисление.
  3. Слова или предложения равноправны.
  4. Присутствие сочинительных союзов.

Сочинительные союзы: но, да, также, тоже, и, зато, то есть, притом, а, причем, либо, а то, однако.

Примеры:

  • У меня болела голова, и мама дала мне таблетку.
  • Наступила ночь, и я легла спать в своей новой пижаме.
  • Я опоздала, но назначенная встреча все равно состоялась.
  • Она рисовала и слушала музыку, а я пытался решить трудную задачу.

Сочинительную связь с союзом «а» чаще всего можно встретить в русских народных пословицах, где что-либо противопоставляют.

Пример:

  • Красно поле пшеном, а речь умом.

А вот в сказках, былинах и присказках союз «а» заменяется на союз «да» (древнерусский синоним союза «а»), где, получается, союз «да» употребляется в значении «а».

  • Дети смотрели на него, да во взглядах их я увидел нечто такое, что называется гордостью.

Сочинительная и подчинительная связь

Сложносочиненные предложения используются в тех случаях, когда:

  1. Необходимо описать природу. Здесь они помогают автору раскрыть картину: описать красоту пейзажа, уют дождливой погоды или летнего вечера.

Пример:

  • Начинался дождь, и все окружающие спешили домой, надев капюшоны. Солнце уже скрылось за облаками, на улице стало темнее. Звук дождя нарушил умиротворенную тишину, царившую на улице. Капли дождя стремительно падали на асфальт, и я решила прогуляться по парку без зонта.

2. Нужно написать текст-рассуждение или текст научного стиля. В таких предложениях очень часто используются союзы «а» и «но».

Пунктуация

Союз – это служебная часть речи, которая связывает простые предложения между собой. Также можно сказать, что союз – это такая частица, которая напоминает предлог.

Необходимо запомнить, что в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях ставится запятая перед союзом. Пренебрежение этим правилом является синтаксической ошибкой. При чтении нужно делать паузу перед союзом, где мы ставим запятую.

Многие ошибаются в расстановке запятых перед союзами в сложноподчиненных и сложносочиненных предложениях, поэтому так важно запоминать все правила из раздела пунктуации.

Также вместо запятой для связи частей можно поставить другой знак препинания, но это характерно для сложных предложений с бессоюзной связью.

Сложные предложения используют в разных типах текста, где присутствует цель сделать речь выразительнее.

В школе на эти темы отводят большое количество время. И чаще всего дети с трудом усваивают их.

Чтобы помочь им понять правила пунктуации мы предлагаем вам начать заниматься с нашими преподавателями на онлайн курсах по русскому языку для школьников. Это просто, доступно и эффективно. Вы можете проверить сами, выбрав нужный пакет занятий на сайте.



Занимайтесь на курсах ЕГЭ и ОГЭ в паре TwoStu и получите максимум баллов на экзамене:



Остались вопросы? Задайте их эксперту!
Эксперт по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР
Эксперт по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР
Задать вопрос
Закончил Московский физико-технический институт (Физтех) по специальности прикладная физика и математика. Кандидат физико-математичеких наук. Преподавательский стаж более 10 лет. Соучредитель курсов ЕГЭ и ОГЭ в паре TwoStu.